The world of wild animals by Andrey Gudkov

РУСCКИЙ ENGLISH
All projects

Primorie Pearl

FORBIDDEN PRIMORIE

It has always been difficult to get on Gamov peninsula. Remoteness from the main routes, impassability, border proximity and presence of secret military units has made it one of the most closed areas of Southern Primorie Territory. Almost 30 years ago the part of this territory was a part of a unique sea reserve in Russia which protects coast, island and adjoining water area.



THE FLYING DUTCHMAN

He was laconic, serious and as it seemed to me, overmuch severe. “Aye”, — I thought, "people of this kind do not contact willingly, and I will have to drag information by ticks. hat was my first impression of acquaintance to Vadim Pererva — chief security officer of the Far Easter State Sea Reserve. Yet in Vladivostok, director of FESSR warned, that if I would manage to get him to talk, I would dig out information for not a single article. Indeed Pererva has been in reserve for four years. Each poacher knows him there. If he goes to patrol, than it is done. Easy all. Yet in Moscow in editors’ office of the magazine, while discussing the future trip to the reserve, we tried to designate frameworks of the future story. Many questions arose: how to show work of inspectors, whether we will be lucky with the weather? And certainly we did not assume that we would have to participate directly in detention of poachers. But reporter’s fate was favourable.

First time I happened to be on Gamov peninsula absolutely casually 14 years ago, being the student-biologist of the second course in the Moscow State University. In the beginning of 1991 Vladivostok was officially opened for free visiting, and in May of the same year I arrived to Vladivostok, “Soviet Los-Angeles”, as it was called that times, for summer training to the Institute of Sea Biology of the Far Eastern Department of Russian Academy of Science. There I learned about existence of Far Eastern State Sea Reserve, or FESSR, in one of the most closed areas of the southern Primorie Territory. I was warned from the very beginning, that it was practically impossible to get there and a maximum I could count on was summer educational base of biology-soil faculty of the Far Eastern State University in Slavyanskiy Gulf. But, thanks to a caravan of casual events, unexpected acquaintances and improbable coincidence of circumstances, I nevertheless got to FESSR, and moreover, in the very heart of it — on a security cordon of the eastern site, that was in “Rescue” Bay, and spent there almost 4 months. Then the reserve captivated me by its beauty and acquainted with unique community of animals and plants.

The next summer I returned to these places again and spent there my entire student’s practice, which was finished by the course work on ecology of an ordinary larga-seal. Once before the next departure to the security cordon, I came into the Institute of Sea Biology. There was lunch time, and in an institute dining room I sat down at a table to a man of 60 years, in glasses. We got into a rap with him and he asked where I had come from and what I was doing. I told about the course work in the sea reserve excitedly. My interlocutor was listening carefully, smiling and only occasionally inserted some catchwords. Saying goodbye, he offered his hand and introduced himself — Alexey Viktorovich.

The supervisor of studies who had joined us explained me soon, that the person to whom I was so hotly telling about Sea Reserve, was none other than its founder academician A. V. Zhirmunsky — the person united efforts of the Academy of Science of the USSR and Navy of the country and embodied FESSR plan into a life.

FOR INFORMATION
The Far Eastern State Sea Reserve was created on March, 24th, 1978. It is the unique sea reserve out of 93 natural reserves existing in Russia today. It is the standard of comparison of the seaside nature, islands and shelf of the Primorie Territory. It is paradise for photographers-naturalists, for amateurs to see corners of our planet yet untouched by the civilization. The freakish relief of the underwater rocks, natural grottoes, sandy banks, failures up to forty meters depth — all this is grouped with crystal-clear water up to 12–16 meters of depth. The total area of the reserve is over 64 thousand hectares — it is about 10 % of all area of Peter the Great Bay. The reserve consists of four sites — northern, southern, eastern and western.

Islands occupy 2% of the reserve area. There are 11 islands and islets in the reserve. The largest of them is Big Pelis of 380 hectares. The total area of islands is 1100 hectares. On islands you can see rocks, sandy beaches, subtropical woods, steppes, bogs, stale streams and stale lakes. Here there are colonies of sea birds and almost 900 kinds of plants. Only in the reserve rookeries and “maternity hospitals” of bay seals are still kept, which have almost completely disappeared earlier in the southern Primorie Territory. The most numerous populations of these animals lives in the reserve across all Peter the Great Bay.

About 360 kinds of birds, 80 of which nest, are registered on the islands. There is no such variety anywhere in Russia, even in Volga delta! In the reserve there are Japanese and Daur cranes, black vulture, see white-rudder eagle, golden eagle and peregrine falcon. All these birds are listed in the International Red book and in the National Red books. Colonies of sea birds on island Furughelma are especially beautiful and numerous. Here there are the largest of nowadays known in the world colonies of the Japanese cormorant and black-rudder seagull. Sea colonial birds alone here gather in amounts of up to 100 thousand zooids.

Uniqueness of the reserve is also in meeting of two streams in its waters — cold Primorskoe, bringing with itself representatives of sea fauna of the cold seas and warm Zusimskoe which brings tropical sea animals. Here in different years representatives of tropical fauna — sword-fish, tuna, a bi-coloured flounder and tiger shark have been caught. There are sea snakes. Black killer whale and dolphins-dolphins come into waters of the reserve. On depth during spring and autumn time it is possible to meet octopuses. On a sandy ground you can see dark red, grey flat and heart-shaped sea hedgehogs, bright starfishes.

And a bit more about uniqueness. Yellow-nib heron nests on reserved islands. This is very rare bird. All over the world there remain hardly more than 600 zooids. And 40 out of them have chosen FESSR.

COMPLETE CONSERVANCY TERRITORY

All these years the forbidden territory of the Primorie Territory was luring, and I decided by any means to visit these places where while being the student I spent two unforgettable surveying seasons. After coordination with the local services, I got approval for a trip, and in May, 2005 I flied to Vladivostok. There my former supervisor of studies and now friend Sergey Jakovlev joined me.

In the morning of May, 17th we stood at the 44th berth of the Academy of Science in the Gold Horn Bay where the diving road boat “Attentive” belonging to the Sea Reserve, was waiting. We shipped cylinders with gas for inspectors being on duty on cordons, waited for someone from a science. Vessel forage was gradually filled with boxes, cases and God knows what else.

The “Attentive” slowly sailed of berth’s wall and laid a course for the south. We left behind islands Russian and Popova, Amur bay. The city on hills turned to a narrow strip of land between the sea and the grey sky. Seagulls immediately fell in the boat, catching streams of a head wind, but, having seen, that we were not fishermen, and there was no easy pickings, soon disappeared in the damp air. The “Attentive” tore the rests of the morning fog. Ahead was Peter the Great Bay and the terminal point of our route — the main security cordon of the eastern site of the reserve — Rescue Bay. Already wherefrom, on boats together with inspectors of protection, we will make raids to the most remote corners of territory and on island Furughelma if the weather allows.

— If it is sunny — we’re lucky. — Director of reserve Andrey Malyutin warned. — If a typhoon covers, then you just have to stay all the week in a house. This year is very unpredictable concerning the weather.

Until 1991 it was difficult to visit the Far Eastern Sea Reserve, especially its eastern site. This place was called “zero zone”. Even scientific researches were allowed under special permission only. While Vladivostok remained the closed city, the territory of the reserve was considered as the border zone. The coastal line of “zero zone” from cape of the Lion up to Telyakovsky Bay was larded by military units of all sorts, from radar intelligence collection and to long-range artillery batteries. Today only abandoned concrete pillboxes, walls of the uninhabited barracks, the disassembled artillery installations with untouched system of underground communications remained from powerful coastal fortifications. There remain only a few dozens of militaries carrying the service here. Some from former officers have started tourist business, showing the local beauty to visitors.

In the Knight Bay, that is 4 km to the west from the Rescue bay, on the opposite side of Gamov peninsula, was one of the most secret objects — Military-science centre of studying sea mammals and their possible use maritime operations. Dolphins, eared seals and sea bears were trained for struggle against underwater swimmers and saboteurs, taught to destroy enemy submarines and ships; to search for parts of rockets fallen in the sea. On the basis of the results of researches scientists wrote not single dissertation. But in the beginning of 1990-ies such programs lost financing, researches were scaled down and animals were released. Only white dome-sphere above empty open-air cages and half-destroyed hulls of vessels-hunters remained from the centre of science in the Knight Bay. Second ten years they stand alone on the coast. Now it is the local sightseeing.

However, long isolation of the territory from other world has brought more benefits, having kept it in wild state, untouched by people. In the reserve there is unreal silence alien to city dwellers. Only presence of inspectors of protection gives out weak similarity of civilization.

The boat arrived to the Rescue Bay, and we descended on coast. Near to the coast, the red metal tablet is driven in: "FESSR. Access is forbidden ".

— If you need something, give a radiogram, — Andrey Malyutin shouted from the sailing “Attentive”, — inspectors will help you.

Everything is so familiar on the cordon. There is the same two-storeyed wooden house consisting of several rooms for inspectors of protection, a room for radio communication, kitchens and pair of guest rooms. Nearby a small bath, diesel house and some metal hangars for different equipment. The house smells as dampness and tree inside. We are met by two inspectors of protection and already elderly carpenter. After some formalities we, at last, have settled down in one of the guest rooms on the second floor of the house.

As soon as noise of engines of “Attentive” dissolves in the sea, it becomes deathly silent. It has appeared that there is no light on the cordon — the diesel generator has failed. Storm warning has been transmitted by radio.

AT THE EGDE OF THE DEAR LAND

After several days of stay on the eastern site, we go to the southern site of the reserve, on island Furughelma, well known and the last Russian island before border with Korea. On the occasion, we decide to bypass some picturesque bays and to make photographing from the sea. Alexander Ratnikov, famous in the Primorie Territory underwater photographer and naturalist, made the company to us. Early in the morning on the motor boat of protection forces we headed for the south. On the way Ratnikov explains, that May — beginning of June is the season of sea birds nesting — cormorants and seagulls. There is an ocean of them. It is also possible to meet locules of grey herons and probably with already fledgy nestlings on the island at this time of the year. If weather allows, it will be possible to go to “Michelson’s Stones” — a small reef in half a kilometer from the island. There it is possible to observe closely a small colony of an ordinary larga-seal.

In little more than an hour we approach to Furughelma island and land in the western bay. Already at the approach I pay attention to white moving mass on hills and rocks near to the coastal line. These are colonies of black-tail seagulls which occupy practically the whole island. From time to time all this mass flies up, waves and for some time soars in an air, catching impulses of a wind. Extreme bird’s bedlam is heard above the island. Almost at the water top circles of rocks were chosen by ordinary and Japanese cormorants. These birds twist locules in remote places, above abrupt cliffs. It will not be an east task to get at them. We are lucky with the weather — bright sun and rare high clouds.

We unload quickly, take the equipment and rise on a hill, whence we can observe vicinities. Along a narrow footpath, which sweeps away up wearily and obstinately, there come across low bush with big pink flowers. This is “Shlippenbach Rhododendron”. There is extraordinary plenty of it on this island. Wild cherries blossom on abrupt slopes. Its gentle-pink flowers make contrast on a background of bright-turquoise sea.

Already near to the very top empty seagulls eggs start to come across. It means that the colony is absolutely very close. Our unexpected occurrence was met by an improbable bird’s panic, shouts and massive air attacks. In a minute our equipment was entirely covered by white spots — we were uninvited guest. Directly on the ground, between stalks of dry last year’s grass there came across small poles-locules with eggs of black-tail seagulls. Moving ahead through the bird’s colony to the edge of the cliff we tried not to tread on these small seagulls homes. At the very edge of the cliff, the colony of cormorants begins on the rocks. Already from apart we notice, that there are nestlings in locules already. As a rule, there are 2–3 of them in each locule. Here and there, nestling in locules are still absolutely naked. In others they are already with good dense floccus. When we approach a locule, nestlings start to shout loudly, and rush furiously on the camera lens. Apparently it is not welcome reception. Female, as a rule, hatch a locule, spitting up food gruel from time to time, and feeding the nestlings from the craw. To onlookers this process looks very amusing. I make the discovery — in a telephoto lens it is visible that cormorants have bright-turquoise eyes.

In some time of our stay in birds society, seagulls and cormorants calm down, take seats on the locules. Seagulls come nearer on distance of the extended hand, probably, perceiving us as neighbours on a perch. In a few meters from us the couple pf seagulls make love, not paying any attention to us. Life in the colony runs in a groove. Shootings proceed. So the rest of day goes by.

Grey morning. Words from of old Russian romance creep into my head “Morning foggy, morning gray-haired…”. One thing pleases — the sea is almost dead calm, that means we can approach on the motor boat to the opposite side of the island, to rocks where we noticed yesterday a few adult grey herons. There is a chance to find their locules.

Already from the coast we mention a few locules, on rocky ledges, near to the water. There is some kind of movement in locules. Adult herons notice us earlier and hasty leave the nestlings. The last remain face to face with the camera. For them we are the huge monsters who have come from not clearly whence to their bird’s world. Having opened yellow eyes wide, having dismissed cops, aggressively clicking and widely opening beaks, the nestlings rush on the camera lens, poking to the lens and try to make a terrible look. But to onlookers it all appears gunny and clumsily. In a few minutes they calm down and peacefully start to absorb a fish carefully left by parents in locules. We are not so interesting to them. And we also have decided not to tempt hospitality any more. While it is dead calm we shall try to land on “Michelson’ stones” and to observe seals. Ratnikov leaves me on small stony spit where tens of seal were basking on a rare sun just a few minutes ago. I prepare the equipment and choose a big stone, in the center of a reef. Wherefrom I can overlook all the space — it is the ideal place for shootings. Not moving, I am laying on the stones for the second hour in a row. Having felt that there is no danger, some young seals get out on stones, in immediate proximity from me. As if on purpose, they pose before camera lens just as kids, opening black eyes wide, loudly sniffing and wallowing. I try not to make any sharp movements. This improvised mini-performance lasted for half an hour.

Evening twilight bring with themselves cold wind and thin rain. We come back to the cordon and discuss day time shooting at supper. Night falls on the island. Bird’s shouts calm down.



© Copyright 2003-2018. Andrey Gudkov images. All rights reserved.
All materials of the site, photos and texts of articles are the copyright.
It is prohibited to copy or use site's materials without written approval of Andrey Gudkov.

Acknowlegements:
Special thanks to designers Dmitry and Vladimir Jakovlev for professionalism and original creative decisions;
to translator Irina Kharakterova for qualified texts translation.

Мир диких животных Андрея Гудкова

РУСCКИЙ ENGLISH
Все проекты

Приморская жемчужина

ЗАПРЕТНОЕ ПРИМОРЬЕ

На полуостров Гамова всегда было трудно попасть. Удаленность от основных маршрутов, бездорожье, близость государственной границы и наличие секретных воинских частей сделали его одним из самых закрытых районов Южного Приморья. Почти 30 лет назад часть этой территории вошла в состав единственного морского заповедника в России, который охраняет побережье, острова и прилегающую акваторию.



ЛЕТУЧИЙ ГОЛЛАНДЕЦ

Он был немногословен, серьезен и, как мне показалось, излишне суров. «Да», — подумал я, такие на контакт идут не охотно, и информацию придется тащить клещами. Таким было первое впечатление от знакомства с Вадимом Перервой — начальником охраны Дальневосточного государственного морского заповедника. Еще во Владивостоке, директор ДВГМЗ предупредил, что если удастся его разговорить, то материала накопаете не на одну статью. Ведь Перерва в заповеднике четыре года. Его там каждый браконьер знает. Если уж он вышел на патрулирование, то все, суши ласты. Еще в Москве в редакции журнала, обсуждая будущую поездку в заповедник, мы пытались обозначить рамки будущего сюжета. Возникло много вопросов: как показать работу инспекторов, повезет ли с по3одой? И уж конечно не предполагали, что непосредственно придется участвовать в задержании браконьеров. Но репортерская фортуна была благосклонна.

Впервые на полуостров Гамова я попал совершенно случайно 14 лет назад, будучи студентом-биологом 2 курса университета. В начале 1991 года Владивосток официально открыли для свободного посещения, а в мае того же года я приехал на летнюю полевую практику в Институт биологии моря ДВО РАН, во Владивосток «советский Лос-Анджелес» как тогда его называли. На месте я и узнал о существовании Дальневосточного морского государственного заповедника, или сокращенно ДВМГЗ в одном из самых закрытых районов южного Приморья. Меня сразу предупредили, что попасть туда практически невозможно и максимум на что я могу рассчитывать — это на летнюю учебную базу биолого-почвенного факультета Дальневосточного госуниверситета в Славянском заливе. Но, благодаря череде случайных событий, неожиданных знакомств и невероятных стечений обстоятельств, я все же попал в ДВМГЗ, причем в самое его сердце — на охранный кордон восточного участка, что в бухте Спасения, и повел там почти 4 месяца. Именно тогда заповедник пленил меня своей красотой и познакомил с уникальным сообществом животных и растений.

Следующим летом я вновь вернулся в эти места и провел там всю свою студенческую практику, завершившуюся курсовой работой по экологии обыкновенного тюленя-ларги. Как-то раз перед очередной отправкой на охранный кордон, я зашел в Институт биологии моря. Было обеденное время, и в институтской столовой я присел за столик к мужчине лет 60-ти в очках. Мы разговорились, и он поинтересовался, откуда я приехал и чем занимаюсь. Я с увлечением рассказал про свою курсовую работу в морском заповеднике. Мой собеседник внимательно слушал, улыбался и лишь изредка вставлял свои реплики. Прощаясь, он протянул мне руку и представился: — Алексей Викторович.

Подошедший к нам научный руководитель вскоре объяснил мне, что человек, которому я с таким жаром рассказывал про морской заповедник, был не кто иной, как его создатель академик А. В. Жирмунский — человек объединивший усилия Академии наук СССР и Военно-морского флота страны и воплотивший замысел ДВМГЗ в жизнь.

СПРАВКА
Дальневосточный Государственный морской заповедник был создан 24 марта 1978 г. Это единственный морской заповедник из 93 заповедников существующих сегодня в России. Это эталон природы побережья, островов и шельфа Приморского края. Это рай для фотографов-натуралистов, для любителей посмотреть ещё нетронутые цивилизацией уголки нашей планеты. Причудливый рельеф подводных скал, естественные гроты, песчаные банки, провалы до сорока метров глубиной — все это сочетается с кристально чистой водой до 12–16 метров глубины. Общая площадь заповедника чуть больше 64 тыс. гектаров — это около 10% всей площади залива Петра Великого. Заповедник состоит из четырех участков — северный, южный, восточный и западный.

Острова занимают 2% площади заповедника. В заповеднике 11 островов и островков. Самый крупный из них — Большой Пелис — 380 га. Общая площадь островов 1100 га. На островах можно увидеть скалы, песчаные пляжи, субтропические леса, степи, болота, пресные ручьи и пресные озера. Здесь встречаются колонии морских птиц и почти 900 видов наземных растений. Только в заповеднике еще сохранились лежбища и «родильные дома» тюленей, которые ранее почти полностью исчезли в южном Приморье. На островах зарегистрировано около 360 видов птиц, 80 из которых гнездятся. В России такого разнообразия нет даже в дельте Волги! В заповеднике встречаются японский и даурский журавли, черный гриф, орлан-белохвост, беркут и сокол-сапсан. Все эти птицы занесены в Международную Красную книгу и в Национальные Красные книги. Особенно красивы и многочисленны колонии морских птиц на острове Фуругельма. Там находятся самые крупные из ныне известных в мире колоний обыкновенного и японского баклана, чернохвостой чайки. Только морских колониальных птиц здесь собирается до 100 тысяч экземпляров.

Уникальность заповедника еще и в том, что в его водах встречаются два течения — холодное Приморское, приносящее с собой представителей морской фауны холодных морей и теплое Цусимское, которое приносит тропических морских животных. Здесь в разные годы были пойманы представители тропической фауны, как меч-рыба, тунец, двухцветная камбала и тигровая акула. Встречаются морские змеи. В воды заповедника заходят черные касатки и дельфины-белобочки. На глубине в весеннее и осеннее время можно встретить осьминогов. На песчаном грунте можно увидеть темно-красных и серых плоских и сердцевидных морских ежей, ярких морских звезд.

И еще немного об уникальности. На заповедных островах гнездится желтоклювая цапля. Эта очень редкая птица. Во всем мире ее осталось всего чуть больше 600 особей. Так вот 40 из них облюбовали ДВГМЗ.

ТЕРРИТОРИЯ ПОЛНОЙ ЗАПОВЕДНОСТИ

Все эти годы запретная территория Приморья манила к себе, и я решил, во что бы то ни стало побывать в местах, где студентом провел два незабываемых полевых сезона. После согласований с местными службами, добро на поездку было получено, и в мае 2005 года я прилетел во Владивосток. Там ко мне присоединился мой бывший научный руководитель, а теперь просто друг Сергей Яковлев.

Утром 17 мая мы стояли на 44 причале академии наук в бухте Золотой Рог, где ждал водолазный рейдовый катер «Внимательный», принадлежащий морскому заповеднику. Мы погрузили баллоны с газом для инспекторов, дежуривших на кордонах, подождали кого-то из науки. Корма судна постепенно заполнилась коробками, ящиками и бог знает, чем еще.

«Внимательный» медленно отошел от стенки причала и взял курс на юг. Позади остались острова Русский и Попова, Амурский залив. Город на сопках превратился в узкую полоску суши между морем и серым небом. К катеру тут же пристроились чайки, ловя потоки встречного ветра, но, увидев, что мы не рыбаки, и поживиться им не чем, вскоре исчезли во влажном воздухе. «Внимательный» рвал остатки утреннего тумана. Впереди залив Петра Великого и конечный пункт нашего маршрута — основной охранный кордон восточного участка заповедника — бухта Спасения. Уже оттуда, на катерах вместе с инспекторами охраны, мы совершим вылазки в самые отдаленные уголки территории и на остров Фуругельма, если позволит погода.

— Если будет солнечно — повезло. — Предупредил директор заповедника Андрей Малютин. — Ну а тайфуном накроет, так можно просидеть в помещении всю неделю. Нынешний год на погоду непредсказуемKй.

До 1991 года побывать в Дальневосточном морском заповеднике было трудно, особенно на его восточном участке. Это место так и называли — «зона ноль». Даже научные исследования проводили по специальным разрешениям. Пока Владивосток оставался закрытым городом, территория заповедника считалась пограничной зоной. Береговая линия «зоны ноль» от мыса Льва до бухты Теляковского была нашпигована воинскими частями всех родов, начиная от радиолокационной разведки и заканчивая дальнобойными артиллерийскими батареями. Сегодня от мощных береговых укреплений остались лишь заброшенные бетонные доты, стены нежилых казарм, разобранные артиллерийские установки с нетронутой системой подземных коммуникаций. Военных, несущих здесь службу, осталось всего несколько десятков человек. Кто-то из бывших офицеров занялся туристическим бизнесом, показывая приезжим местные красоты.

В бухте Витязь, что в 4 км западнее бухты Спасения, на противоположной стороне полуострова Гамова, находился один из самых секретных объектов — Военно-научный центр по изучению морских млекопитающих и использованию их в возможных боевых действиях на море. Дельфинов, сивучей и морских котиков натаскивали для борьбы с подводными пловцами и диверсантами, учили уничтожать вражеские подводные лодки и корабли, искать Gасти ракет, упавших в море. По результатам исследований ученые написали не одну диссертацию. Но в начале 90-х на подобные программы перестали давать деньги, исследования свернули, а животных отпустили на волю. От научного центра в бухте Витязь остался лишь белый купол-шар над пустыми вольерами и полуразрушенные корпуса судов-зверобоев, второй десяток лет одиноко стоящие на берегу. Теперь это местная достопримечательность.

Впрочем, долгая изоляция территории от остального мира принесла больше пользы, сохранив ее в диком, нетронутом людьми, виде. В заповеднике стоит какая-то нереальная, чуждая городским жителям тишина. Только присутствие инспекторов охраны выдает слабое подобие цивилизации.

Катер прибыл в бухту Спасения, и мы сошли на берег. Недалеко от берега, вкопана красная металлическая табличка: «ДВГМЗ. Проход запрещен».

— Если что будет нужно, дайте радиограмму, — крикнул с отплывающего борта «Внимательного» Андрей Малютин, — инспектора Вам помогут.

На кордоне все знакомо. Тот же двухэтажный деревянный дом, состоящий из нескольких комнат для инспекторов охраны, комнаты для радиосвязи, кухни и пару гостевых помещений. Неподалеку небольшая баня, дизельная и несколько металлических ангаров для всякого оборудования. В доме пахнет сыростью и деревом. Нас встречают два инспектора охраны и уже немолодой плотник. После некоторых формальностей мы, наконец, расположились в одной из гостевых комнат на втором этаже дома.

Как только шум двигателей «Внимательного» растворяется в море, становится мертвенно тихо. Оказалось, что на кордоне нет света — вышел из строя дизельный генератор. По радио передали штормовое предупреждение.

У КРАЯ РОДНОЙ ЗЕМЛИ

После нескольких дней пребывания на восточном участке, направляемся на южный участок заповедника, на остров Фуругельма известный и последний русский остров перед границей с Кореей. Попутно, решаем обойти несколько живописных бухт и сделать фотосъемку с моря. Компанию нам составил известный приморский подводный фотограф и натуралист, Александр Ратников. Рано утром на катере охраны мы взяли курс на юг. По пути Ратников поясняет, что май-начало июня — сезон гнездования морских птиц — бакланов и чаек. Их там огромное количество. На острове в это время года также можно встретить гнезда серых цапель и уже возможно с оперившимися птенцами. Если позволит погода, то можно будет сходит на «Камни МиEельсона» — небольшой риф в полукилометре от острова. Там можно вблизи понаблюдать за небольшой колонией обыкновенного тюленя-ларги.

Через час с небольшим подходим в острову Фуругельма и высаживаемся в западной бухте. Уже при подходе обращаю внимание на белую шевелящуюся массу на сопках и скалах рядом с береговой линией. Это колонии чернохвостых чаек занимают практически весь остров. Время о времени вся эта масса взлетает, колышется и какое-то время парит в воздухе, ловя порывы ветра. Над островом стоит неимоверный птичий гвалт. Почти у самой воды верхние ярусы скал облюбовали обыкновенные и японские бакланы. Эти птицы вьют свои гнезда в труднодоступных местах, над крутыми обрывами. Подобраться к ним будет не простой задачей. С погодой повезло — яркое солнце и редкие высокие облака.

Быстро выгружаемся, берем аппаратуру и поднимаемся на сопку, откуда сможем наблюдать окрестности. Вдоль узкой тропинки, нудно и упрямо тянущийся наверх попадается невысокий кустарник с большими розовыми цветами. Это «Рододендрон Шлиппенбаха». Его на этом острове необычайно много. На крутых склонах цветет дикая вишня. Ее нежно-розовые цветы контрастируют на фоне ярко-бирюзового моря.

Уже почти у самой вершины начинают попадаться пустые яйца чаек. Значит колония совсем близко. Наше неожиданное появление было встречено невероятной птичьей паникой, криками и массированным атаками с воздуха. Через минуту наше снаряжение было сплошь в белых пятнах — мы были незваными гостями. Прямо на земле, между стеблями сухой прошлогодней травы попадались небольшие ямки-гнезда с яйцами чернохвостых чаек. Продвигаясь через птичью колонию к краю обрыва, мы старались не наступить на эти маленькие чаячьи дома. Уже у самой кромки обрыва, на скалах начинается колония бакланов. Уже издалека замечаем, что в гнездах уже есть птенцы. Как правило, их в каждом гнезде по 2–3. Кое-где, в гнездах птенцы еще совсем голые. В других уже с хорошим густым пухом. При приближении к гнезду, птенцы начинают громко кричать, и яростно бросаться на объектив фотоаппарата. Прием явно не дружелюбный. Насиживает гнездо, как правило, самка, время от времени, отрыгивая пищевую кашицу и кормя своих птенцов из своего зоба. Со стороны этот процесс выглядит очень занятно. Делаю открытие — в телеобъективе видно, что у бакланов ярко-бирюзовые глаза.

Уже через какое-то время нашего пребывания в обществе птиц, чайки и бакланы успокаиваются, рассаживаются на свои гнезда. Чайки приближаются на расстояние вытянутой руки, видимо, воспринимая нас как соседей по насесту. В нескольких метрах от нас парочка чаек занимается любовью, не обращая на нас никакого внимания. Жизнь в колонии течет своим чередом. Съемки продолжаются. Так проходит остаток дня.

Серое утро. В голову лезут слова из старого русского романса: «Утро туманное, утро седое». Радует одно — на море почти полный штиль, а значит, можем подойти на лодке, к противоположной стороне острова, к скалам, где мы еще вчера заметили несколько взрослых серых цапель. Есть шанс найти их гнезда.

Уже с берега замечаем несколько гнезд, на скалистых уступах, недалеко от воды. В гнездах какое-то шевеление. Взрослые цапли замечают нас раньше и поспешно покидают своих птенцов. Последние остаются один на один с фотокамерой. Для них мы огромные монстры, пришедшие в их птичий мир непонятно откуда. Выпучив желтые глазищи, распустив хохолки, агрессивно щелкая и широко открывая свои клювы, птенцы бросаются на объектив, тыча в линзу и пытаются навести на себя грозный вид. Но со стороны все это выглядит смешно и неуклюже. Уже через несколько минут успокаиваются и мирно начинают поглощать рыбу, заботливо оставленную своими родителями в гнезде. Мы для них уже не интересны. Да и мы решили больше не испытывать чувство гостеприимства. Пока штиль постараемся высадиться на «Камнях Михельсона» и понаблюдать за тюленями. Ратников оставляет меня на небольшой каменистой косе, где еще несколько минут назад грелись на редком солнышке десяток тюленей. Готовлю аппаратуру и выбираю большой камень, в самом центре рифа. Оттуда просматривается все пространство — идеальное место для съемок. Не двигаясь, лежу на камнях уже второй час. Почувствовав, что опасности нет, несколько молодых тюленей выбираются на камни, в непосредственной близости от меня. Как будто специально, позируют перед объективом как дети, выпучив свои большие черные глаза, громко фыркая и переваливаясь с боку на бок. Я стараюсь не делать резких движений. Импровизированный мини спектакль продолжался полчаса.

Вечерние сумерки приносят с собой холодный ветер и мелкий дождь. Возвращаемся на кордон и за ужином обсуждаем дневную съемку. На остров опускается ночь. Птичьи крики затихают.



© Copyright 2003-2017. Andrey Gudkov images. All rights reserved.
Все материалы сайта, фотографии и тексты статей являются авторскими.
Любое копирование, а также использование материалов сайта без письменного согаласия Гудкова Андрея запрещено.

Благодарности:
Особая благодарность дизайнерам Дмитрию и Владимиру Яковлевым за оригинальные творческие решения.
Переводчику текстов Ирине Характеровой — за квалифицированный перевод.
Фотограф Кирилл Дорофеев дикая природа пейзажи фото фотографии мри диких животных фотопутешествия Фотограф Кирилл Дорофеев дикая природа пейзажи фото фотографии мри диких животных фотопутешествия Фотограф Кирилл Дорофеев дикая природа пейзажи фото фотографии мри диких животных фотопутешествия Фотограф Кирилл Дорофеев награды призы номинации дикая природа пейзажи фото фотографии мри диких животных фотопутешествия Фотограф Кирилл Дорофеев дикая природа пейзажи фото фотографии мри диких животных фотопутешествия Фотограф Кирилл Дорофеев дикая природа пейзажи фото фотографии мри диких животных фотопутешествия Фотограф Кирилл Дорофеев дикая природа пейзажи фото фотографии мри диких животных фотопутешествия Фотограф Кирилл Дорофеев дикая природа пейзажи фото фотографии мри диких животных фотопутешествия Фотограф Кирилл Дорофеев награды призы номинации дикая природа пейзажи фото фотографии мри диких животных фотопутешествия Фотограф Кирилл Дорофеев дикая природа пейзажи фото фотографии мри диких животных фотопутешествия свадебная флористика букет невесты из флорист Васин Сергей пионы розы фото розовый сиреневый купить композиции из цветов оформление доставка пионовидные белый гортензии свадебная флористика букет невесты флорист Васин Сергей композиции из цветов букеты розы пионы пионовидные свадебный купить фото невеста дорогой букет невесты из роз пионов тюльпанов орхидей пионовидные композиции из ранункулюсов фото розовый сиреневый белый фуксия бохо винтажный букет из ранункулюсов фото пионов роз сиреневый розовый белый невесты свадебный купить флорист Васин Сергей недорогой рыхлый классический круглый букет невесты белый из роз пионов орхидей тюльпанов винтажный сиреневый розовый флорист Васин Сергей купить фото флорист Сергей Васин достижения награды участник чемпионата России по флористике победитель конкурса Московская весна 2011 фото флорист Сергей Васин достижения награды участник чемпионата России по флористике победитель конкурса Московская весна 2011 фото интервью свадебный флорист Сергей Васин флористический мастер-класс оформление свадьбы мероприятий недорого быстро качество варианты фото букет свадебный флорист Сергей Васин оформление свадьбы мероприятий недорого быстро качество варианты фото букет