Мир диких животных Андрея Гудкова

РУСCКИЙ ENGLISH
Все проекты

Маленькие призраки большого леса

На планете их осталось меньше 200 тысяч человек. Точного количества не известно никому. У них нет паспортов и постоянного адреса. Их трудно отыскать среди бескрайнего зеленого моря тропического леса. Небольшие группы этого народа ведут кочевой образ жизни, не ведая границ и перемещаясь по бесконечным и непроходимым лесным массивам экваториальной Африки, от Камеруна, Габона и Конго на Западе, до границы Демократической Республики Конго, Уганды и Бурунди на Востоке. Лес — это их дом и среда обитания. Лес дает им кров, пищу и защиту. В лесу они прекрасно ориентируются и чувствуют себя в безопасности. Цивилизация практически не изменила их быт. Они делят людей на «больших белых» и «больших черных», являясь самыми низкорослыми людьми на планете. Уклад их жизни остается для нас загадкой — такой непостижимой и волнующей, таинственной, пугающей и недоступной, надежно спрятанной от посторонних глаз под густым и сумрачным пологом тропического леса.

Еле заметная тропа уже шестой час петляла сквозь непроходимые джунгли, резко поднималась вверх и падала вниз, пересекала многочисленные ручьи и речушки с желтоватой водой, порой внезапно исчезала и через какое-то время появлялась вновь. Воздух был тяжелым и влажным, насыщенным густыми испарениями. Хотя и февраль считается месяцем сухого сезона, однако все снаряжение было мокрым от пота и испарений. Носильщики — молодые мужчины из племени Банту устали, хотя еще пытались сохранить бодрость духа. Каждый последующий привал был длиннее предыдущего и за последний час это был уже шестой. Проводник уверял нас, что осталось идти не долго. Но, похоже, он лукавил. Мы искали пигмеев в бескрайнем зеленом море экваториальных лесов на севере Республики Конго, провинции Санга. Шансов найти их было мало, и мы все это осознавали, но до последнего рассчитывая на удачу, везение и Божью милость.

Силы были на исходе. Как вдруг внезапно среди леса появилась небольшая пигмейская деревушка, состоящая из одиннадцати небольших хижин, расположенных по кругу. В некоторых из них, еле теплились угольки костра. Сизый дым лениво поднимался к кронам высоченных деревьев, наполняя воздух приятным запахом тлеющего дерева. Пигмеев не было видно. Но судя по обстановке, было очевидно, что деревня обжитая. Проводник поднял руку вверх и остановился. Все замолчали. Не покидало чувство, что лес вокруг наблюдал за нами внимательными парами глаз, прислушивался к каждому нашему звуку, следил за каждым нашим движением. Проводник прошептал:

— Говорите тихо и не делайте резких движений. Они рядом, они наблюдают за нами. Скоро они появятся.

Время томительного ожидания шло медленно. Казалось, что прошла целая вечность. В голове вертелись вопросы, на которых ответа не было. Как пигмеи воспримут наше появление? Сколько их в деревне? Разрешат ли нам остаться в гостях и пожить с ними какое-то время? Да и вообще, появятся ли они сейчас или просто беззвучно исчезнут во мраке леса? Прошло еще минут тридцать.

Вдруг за спиной раздался шорох и перед нами, словно из-под, земли появился невысокого роста пожилой пигмей с мачете в руках. Осторожно, не сводя с нас пристальных глаз, он подошел к проводнику, и они перекинулись парой фраз на странном языке, похожем на пересвист птиц, с множеством певучих гортанных звуков. Через несколько минут, он также тихо растворился в лесу.

Проводник объяснил нам, что это был вождь деревни, и он спросил кто эти «большие белые» и зачем они пришли сюда?

— Они вас боятся!

Я объяснил ему, что вы не причините им зла, что вы хотите пожить с ними несколько дней, посмотреть их жизнь. Что вы принесли им много подарков. Пигмей обещал подумать.

На этот раз долго ждать не пришлось. Через несколько минут, перед нами уже стояло несколько мужчин, вооруженных мачете и копьями. Пока проводник и вождь что-то обсуждали, остальные пигмеи с осторожным, но не скрываемым интересом разглядывали наше снаряжение и аппаратуру, показывая пальцем и тихо пересмеиваясь между собой. К нам подошел проводник. Переговоры прошли удачно. Нам разрешили расположиться в непосредственной близости от деревни — на небольшой поляне. Решение вождя мы скрепили подарком — новым большим мачете. Он доволен и улыбается. Контакт состоялся. «Дипломатический» протокол был соблюден. Замечаем, что в деревне нет женщин и детей. На наш вопрос: «А где они?», пигмеи молчат. Сегодня мы решили не настаивать на ответах.

Обнаруженное нами племя называлась Бака, принадлежала группе Убанги. Говорили пигмеи на языке Либака.

На постройку лагеря для «больших белых» ушло меньше часа. Орудуя мачете с ловкостью виртуоза несколько пигмеев расчистили небольшую площадку, на которой мы разбили свои палатки и помогли нам развести костер. Сообща, мы управились до темноты.

После наступления сумерек тропический лес наполняется всевозможными звуками — стрекотом цикад, звуками ночных птиц, одиночными криками обезьян, звуками падающих плодов, хрустом веток, шелестом листьев — все сливается в сплошную ночную какофонию. Создается впечатление, что жизнь в лесу начинается только ночью. Лес, как один живой организм живет своей жизнью. В тропическом лесу темнеет рано и очень быстро. Густая темнота сваливается откуда-то сверху, с огромных раскидистых крон сорокаметровых деревьев мгновенно поглощая последние остатки света и заполняя все пространство. И вот уже вокруг тебя сплошная черная бездна. Темнота настолько плотная, что не видно собственной руки, вытянутой перед собой.

Ночью пигмеи прекрасно ориентируются, быстро и бесшумно перемещаются по лесу, не используя при этом фонарей. Ночью они становятся совсем незаметными, заставая нас врасплох, когда словно из неоткуда появлялись у нас за спиной, заставляя нас вздрагивать от неожиданности. Утром мы узнали, что пигмеи не спали всю ночь. Они жгли костер, разговаривали и с опаской поглядывали на лагерь «больших белых», которые так неожиданно ворвались в их жизнь. Для маленьких лесных людей это было большим событием.

Пигмеи не верят в Бога, в том понимании, в котором верим в него мы. Все что окружает их, имеет божественный смысл. Они обожествляют лес, животных и деревья. Когда им плохо, они взывают к Лесу, чтобы он дал им защиту, отвел от беды, помог справиться с болезнями и напастями. Этой ночью они просили Лес заступиться за них, если «чужаки» принесли с собой неприятности. Они не могли понять, что «большие белые» еще в большей степени беззащитны в этом лесу, что для «больших белых» Лес полон опасностей, для них это чужой дом, чужая среда — агрессивная, непонятная и опасная, практически непригодная для привычной жизни.

На следующий день в деревне появились женщины и дети — так же тихо и незаметно. Они старались не смотреть нам в глаза, пряча взгляд и отворачиваясь от объектива фотоаппарата. Они вздрагивали при работе фотовспышки, стараясь поспешно исчезнуть в полумраке хижины. Мы старались не нарушать их привычного распорядка своим присутствием. Но уже скоро, обитатели деревни привыкли к фотокамере и не обращали на нее внимания, спокойно занимаясь своими повседневными делами.

Повседневная жизнь пигмеев однообразна, тяжела и похоже на постоянную борьбу за выживание. Рано утром вся мужская часть племени идет на охоту или, если сезон, собирают дикий мед. Охотятся в основном на обезьян и карликовых антилоп или птиц-носорогов. Сейчас практически уже никто не использует лук и стрелы. Это орудие охоты в прошлом. Все больше пигмеи предпочитают ружье. С ним быстрее и эффективнее добывать еду. Иногда на охоту приглашают людей с ружьями из племени Банту — «больших черных», показывая им наиболее уловистые охотничьи места. Взамен получают часть трофеев. Как-то мы спросили старого вождя о том, знает ли он пигмеев, которые еще охотятся по старинке, при помощи луков и отравленных стрел? Он задумался и покачал головой.

— Когда я родился, в моем племени уже не использовали это оружие. Теперь у нас есть это, и он гордо кивнул в сторону старого, изрядно потертого и видавшего виды французского ружьишка.

У пигмейских женщин также круг обязанностей четко очерчен. Каждый день все женщины племени уходят в лес собирать орехи, коренья, тропические плоды, ягоды, личинок насекомых к общему столу. Детей, при этом, они носят с собой. В сухой сезон, когда речушки мелеют, женщины организуют женскую рыбалку. Это трудное, утомительное и грязное занятие. Речка перекрывается в двух сторон бревном с глиной. Образуется небольшая запруда из которой вычерпывается вода. Запруда мелеет. Потом просто все что шевелится, собирается в корзину. Улов небогат, но на один раз для племени хватает поесть.

К обеду все возвращаются в деревню. Мужчины убили несколько обезьян. Сегодня Лес был щедр. В деревне царит оживление. На лицах пигмеев улыбки. Сегодня вечером будет праздник. В одной из хижин обнаруживаем индуму — высокий там-там и ритуальные погремушки на ноги. Один из пожилых пигмеев уже разделывает тушки, закрепив их на шесте. Улов и добыча разделена поровну между семьями. Приготовлением пищи занимаются женщины. Мужчины в это время обсуждают прошедшую охоту, неторопливо покуривая какую-то травку, завернутую в лист неизвестного раст5ния, между делом поджаривая на костре обезьянью печенку, насажанную на длинную и тонкую палку. Наконец еда приготовлена. Мужчины едят отдельно от женщин, но все в одно и то же время.

Пигмеи народ кочевой. Они не задерживаются долго на одном месте. Несколько раз в год пигмеи оставляют свои дома, собирают свой нехитрый скарб и уходят в самые глухие уголки тропического леса по тропам, ведомым только им. А брошенные крошечные деревни очень быстро зарастают растительностью и уже через какое-то время полностью поглощаются лесом.

Сегодня практически не осталось пигмеев, которые в той или иной степени не соприкоснулись бы с цивилизацией. Двадцатый век принес пигмеям всего лишь металлический котелок, мачете и кое-что из одежды, в которую стараются одеть детей. Но соприкосновение с цивилизацией неумолимо приводит к исчезновению самобытной культуры и традиционного образа жизни этого загадочного народа. К сожалению, это объективно и неизбежно. Такова печальная реальность современного мира, где, похоже, маленьким лесным людям не остается места.

Но пока, они также как и прежде собираются в круг, где в центре на листьях маранты разложена их нехитрая еда и молча начинают трапезу, благодарят своих богов за дары, которые дал им сегодня их Лес. Они по-прежнему спокойны и неторопливы. Так было вчера, так есть сегодня и возможно будет завтра. Только этого не знает никто, даже их самый главный Бог.



© Copyright 2003-2017. Andrey Gudkov images. All rights reserved.
Все материалы сайта, фотографии и тексты статей являются авторскими.
Любое копирование, а также использование материалов сайта без письменного согаласия Гудкова Андрея запрещено.

Благодарности:
Особая благодарность дизайнерам Дмитрию и Владимиру Яковлевым за оригинальные творческие решения.
Переводчику текстов Ирине Характеровой — за квалифицированный перевод.
Фотограф Кирилл Дорофеев дикая природа пейзажи фото фотографии мри диких животных фотопутешествия Фотограф Кирилл Дорофеев дикая природа пейзажи фото фотографии мри диких животных фотопутешествия Фотограф Кирилл Дорофеев дикая природа пейзажи фото фотографии мри диких животных фотопутешествия Фотограф Кирилл Дорофеев награды призы номинации дикая природа пейзажи фото фотографии мри диких животных фотопутешествия Фотограф Кирилл Дорофеев дикая природа пейзажи фото фотографии мри диких животных фотопутешествия Фотограф Кирилл Дорофеев дикая природа пейзажи фото фотографии мри диких животных фотопутешествия Фотограф Кирилл Дорофеев дикая природа пейзажи фото фотографии мри диких животных фотопутешествия Фотограф Кирилл Дорофеев дикая природа пейзажи фото фотографии мри диких животных фотопутешествия Фотограф Кирилл Дорофеев награды призы номинации дикая природа пейзажи фото фотографии мри диких животных фотопутешествия Фотограф Кирилл Дорофеев дикая природа пейзажи фото фотографии мри диких животных фотопутешествия свадебная флористика букет невесты из флорист Васин Сергей пионы розы фото розовый сиреневый купить композиции из цветов оформление доставка пионовидные белый гортензии свадебная флористика букет невесты флорист Васин Сергей композиции из цветов букеты розы пионы пионовидные свадебный купить фото невеста дорогой букет невесты из роз пионов тюльпанов орхидей пионовидные композиции из ранункулюсов фото розовый сиреневый белый фуксия бохо винтажный букет из ранункулюсов фото пионов роз сиреневый розовый белый невесты свадебный купить флорист Васин Сергей недорогой рыхлый классический круглый букет невесты белый из роз пионов орхидей тюльпанов винтажный сиреневый розовый флорист Васин Сергей купить фото флорист Сергей Васин достижения награды участник чемпионата России по флористике победитель конкурса Московская весна 2011 фото флорист Сергей Васин достижения награды участник чемпионата России по флористике победитель конкурса Московская весна 2011 фото интервью свадебный флорист Сергей Васин флористический мастер-класс оформление свадьбы мероприятий недорого быстро качество варианты фото букет свадебный флорист Сергей Васин оформление свадьбы мероприятий недорого быстро качество варианты фото букет