Мир диких животных Андрея Гудкова

РУСCКИЙ ENGLISH
Все проекты

Дикая Замбия. Фотосафари без прекрас

Африка. Континент полный загадок и тайн. Множество удивительных животных. И, конечно же, сафари. Понятие, при упоминании которого у любого человека возникают яркие ассоциации: такие как элитный отдых, живая экзотика как в кино, проплывающая за окном джипа или микроавтобуса, животные, которых вы привыкли видеть только в зоопарке, а здесь, они разгуливают на свободе, не обращая внимание на автомашины с туристами, стадо слонов, вяло бредущее на водопой в лучах восходящего солнца, прыгающие антилопы, жирафы, львы, бегемоты, грациозные гепарды. А большая миграция… О!-ДА! это зрелище настолько грандиозно, что поражает своими масштабами не только искушенных туристов, но и прожженных профессионалов. А потом, после сафари перед камином, вы обсуждаете увиденное за бутылочкой «Шерри» с такими же как и вы искателями приключений. А потом… Стоп! Это все не для вас. Потому что речь пойдет не просто о туристах, а о людях, для которых сафари это работа. Речь пойдет о профессиональных фотографах на сафари, или продвинутых любителях, которые стараются стать профессионалами. Посмотрим на сафари с другой стороны, которая далеко не так приглядна, как представляют себе многие обыватели. Посмотрим на сафари через видоискатель фотокамеры. Профессиональной фотокамеры.

СТРАНА РОЗОВЫХ ТУМАНОВ

Искушенные путешественники и ценители Африки обязательно должны побывать в Замбии. Территория страны протянулась от оз. Танганьика до полосы Каприви в Намибии. Граничит на севере с Демократической Республикой Конго, на северо-востоке — с Танзанией, на востоке — с Малави, на юго-востоке — с Мозамбиком, на юге — с Зимбабве, Ботсваной и Намибией, на юго-западе — с Намибией и Ботсваной, на западе — с Анголой. Водопад Виктория, великая Замбези, озеро Кариба — место экстремальной рыбалки, воды которого просто кишат крокодилами, лес окаменелостей Чирунду, с многочисленными отпечатками 150-миллионолетних деревьев и предметами Каменного века, а также копия черепа неандертальца, оцененный возраст которого более 100 тыс. лет. Но настоящей жемчужиной Замбии поправу являются ее национальные парки. Наше путешествие в национальный парк Куфуэ — самый старый парк Замбии, территория которого сопоставима с территорией Уэльса.

Удивительные фотографии диких животных с обложек глянцевых журналов — это лишL красивый фасад, за которым стоит упорный и неприглядный труд фотографа. Изнуряющая жара, пот, солнцепек, въедливая пыль, бесконечные ранние подъемы, многочасовые наблюдения за объектом съемки, многодневные поиски животного, чтобы, наконец, увидеть и получить нужный ракурс, десятки килограммов оборудования, которое ты вынужден всегда носить с собой, отсутствие элементарного быта — это лишь то немногое, к которому вы должны быть готовы. Два понятия — «ждать» и «терпеть» должны стать вашими друзьями. Я попробую приоткрыть дверь в мир профессионального фотографа-анималиста, рассказать о некоторых особенностях и нюансах этой работы, поделиться опытом с читателями и приверженцами этого жанра фотографии. Итак, все по порядку.

Общие рекомендации

Прежде чем поехать на фотосафари, подумайте, для чего вам нужна такая съемка. Сопоставимы ли затраты на поездку и оборудование конечному результату? Заранее планируйте маршрут. Выясните до поездки особенности той местности, куда вы собираетесь направиться. Почитайте литературу, проштудируйте Интернет. По возможности посмотрите снимки других фотографов. Это даст вам представление о том, какие съемки уже проводились.

Самая распространенная ошибка фотографов на сафари это беспорядочное щелканье всего что движется. Направо, налево, вверх, вниз… В итоге, когда вся пленка отснята, или все флэшки заполнены выясняется, что сюжета-то и нет. Всего полно, а сюжета не получилось. И сюжеты не повторить и деньги на сафари уже потрачены. Поэтому, выберите объект съемки до сафари и старайтесь «отработать» именно его, но со всех сюжетных сторон. На профессиональном языке это называется «держать сюжет». Конечно, если появиться что-то интересное, не упускайте случая это снять. Возможно, эти одиночные кадры вы потом где-нибудь используете.

Гид — это ваше все!

Многие приезжающие на сафари туристы воспринимают гидов (а они являются в большинстве случаев и водителями) как обыденное звено в цепи туристических услуг, которые они получают, заплатив за стандартный туристический пакет. Это все равно, что в ресторане заплатив за ужин не забыть прихватить с собой вилку и нож. Да и гид, получая в опеку очередную партию туристов, уверен на 100%, что он покажет им лишь небольшой кусочек экзотики и что в любом случае, туристам понравиться. Ведь все равно, эти странные туристы будут несказанно рады проходящему в 100 метрах стаду слонов. И не важно, что они почти все скрыты густым кустарником и различимы лишь в бинокль. Прильнув к стеклам своих авто, они будут радостно щелкать фотоаппаратами, хвастаясь друг перед другом практически одними и теми же ракурсами. И что вон та тень, промелькнувшая на долю секунды мимо автомашины это был гепард. Сделав на лице улыбку, он всегда может сказать, что животных мало, потому что не сезон, и что сейчас жарко и вся живность спряталась в густой траве, и что только что сегодня утром по этой тропе проходили зебры, и что ближе вон к тем львам он не может подъехать, потому-что это может быть опасно, и что с указанного маршрута сходить нельзя. И еще много чего он может сказать. Но… только не вам!

Гид должен знать, что вы профессионал, и вы пойдете на все ради нужного кадра. Поэтому все заготовленные гидом красивые сказки пусть оставит для туристов. А вы не турист. Вы сюда приехали работать. А его работа помогать вам. И когда вы будете ползти по густым колючкам к логову львов, чтобы снять котят крупным планом, в то время когда их мама на охоте — гид будет ползти за вами, прикрывая ваши тылы зорко наблюдая, чтобы львица не вернулась раньше времени, иначе… эта съемка может стать последней для вас обоих. Или пару часов вместе с вами стоять по пояс в черной и теплой от солнца раскисшей болотной жиже под палящим солнцем, держа на себе 7 кг. оборудования и дожидаясь пока бегемот не начнет зевать, открывая свою огромную пасть, давая тебе возможность «прицелиться» и снять заветный кадр.

Поэтому гид должен на время вашей поездки стать вашим папой, старшим братом, учителем, закадычным другом, помощником, приятелем, причем в одном лице. Он должен прыгать от счастья, когда ты, наконец, снял нужный тебе кадр, и должен переживать и также как и ты и не спать ночью, потому, что сегодня, вы опять проездили впустую.

Штат гидов, как правило, формируется из местного населения, которое прекрасно разбирается в повадках животных, знает все тропинки, особенности поведения, места наибольшей концентрации тех или иных животных, возможные опасности при встрече с дикими животными. Поэтому от того удастся ли вам найти общий язык с вашим гидом, будет зависеть результат вашей работы.

Работа с гидом начинается еще до сафари. Именно первые контакты закладывают основу ваших отношений. Подробно расскажите о том, что вы хотите фотографировать. Какие животные вам интересны, а какие нет. Параллельно расспросите его об особенностях местной фауны. Кого он встречал последнее время, активны ли животные и т.д. В итоге, в конце беседы у вас сложиться полная картина состоянии животного мира здешних мест, которая позволит вам правильно выстроить план работы. И еще, будьте благодарны и не скупитесь на бонусы. Не ограничивайтесь скромным «thank you». Материальных стимулов еще никто не отменял.

Как одеваться

Есть общие и известные критерии при выборе одежды для сафари — удобная, прочная, лучше всего из хлопка. Я не буду повторять их в этой статье. Однако на некоторых особенностях я бы все же хотел остановиться.

Во-первых, старайтесь использовать одежду с длинным рукавом и из плотного материала. Почему? Тому есть несколько причин. Вам придется вставать до рассвета солнца. А в саванне ранним утром прохладно и что не редкость — сыро. Кроме того, если вам нужно будет долгое время караулить животное под палящим солнцем, то длинный рукав спасет вас от солнечного ожога. Если же вас угораздит пробираться сквозь жесткую и сухую африканскую растительность, то длинный рукав спасет вам руки — они вам еще пригодятся. И последнее. В местах наибольшей концентрации животных свирепствуют слепни и мухи Це-Це, а в болотистый местах еще и комары и москиты. А вам придется сидеть неподвижно, дожидаясь нужного кадра. Укус крупного слепня очень болезненный, а мухи Це-Це вообще опасен. Рубашка с длинным рукавом будет вам эффективной защитой.

Во-вторых, Обувь должна быть легкая, удобная, прочная. Лучше всего использовать ботинки с высокой шнуровкой. Ботинки для сафари, которые в изобилии продаются в специализированных магазинах на месте, конечно же хороши, но только для туристов, изучающих местную фауну из окна микроавтобуса с кондиционером.

В-третьих, используйте в своей работе специальные фотографические жилеты с большим количеством карманов. Хорошо зарекомендовали себя жилеты фирмы Domke или Cam-Fis Pro. Последний мне понравился больше, из-за более удачного покроя и расположения карманов. Эта нехитрая вещица просто незаменима для фотографа. Множество мелких приспособлений, таких как крышки и заглушки на объективы, кисточки, груши, салфетки для оптики, катушки пленки, флеш-карты, а особенно когда их много и нужно не запутаться где уже отснятые, а где пустые, винты и платформы на штативы, которые всегда нужны вам и должны быть под рукой легко помещаются в бесконечные и бездонные карманы такого жилета и при необходимости быстро извлекаются.

Чем снимать

Не буду сравнивать цифровые и аналоговые камеры. Пусть каждый сделает для себя свой выбор. Что касается меня, то я предпочитаю марку Canon. Поговорим об оборудовании, которое должно быть у профессионального фотографа на сафари.

Конечно же нет смысла приезжать на сафари без длиннофокусных объективов. Это могут быть объективы с переменным фокусным расстоянием, так и с постоянным. Я обычно пользуюсь двумя объективами. Это Canon 100–400 mm. и Canon 600 mm. Оба серии "L" и со стабилизаторами изображения. Такая линейка до сегодняшнего времени полностью справлялась с поставленными задачами. Кроме того, есть смысл прихватить с собой переходное кольцо кратностью «1,4 Х» или «2Х».

Обязательным атрибутом должен быть штатив. Желательно потяжелее и поустойчивее. Поскольку один 600 мм объектив весит более 5 кг. Снимать с рук таким объективом практически невозможно. Кроме того, штатив исключает «шевеленку» на длинных выдержках.

Вспышка тоже вам может пригодиться, особенно когда вы снимаете ночью, на рассвете или против солнца. Но не увлекайтесь ею, поскольку резкий свет от вспышки может напугать животное.

Из дополнительного оборудования я беру пару специальных карандашей для чистки оптики Lenspen, грушу для продувки, салфетки для чистки линз. И еще. Старайтесь снимать сразу несколькими камерами. Это позволит вам работать оперативно, не тратя время на замену объективов. Ведь очень часто, для того, чтобы успеть снять хороший сюжет тр5буются секунды.

Немного о безопасности

Коллеги помните, что ни один, даже самый удачный кадр не стоит человеческой жизни. Конечно, работа фотографа, снимающего в жанре «wildlife» — это, конечно же, риск. Но риск всегда должен быть оправдан. Вот несколько советов и рекомендаций фотографам, которые собираются на сафари.

Во-первых, не выходите без особой надобности из машины. Это может стоить вам жизни, а вашему гиду тюрьмы. Имейте в виду, что вокруг вас дикие звери, которые будут воспринимать вас вне машины как банальную еду. Животные спокойно относятся к автомобилю, и воспринимают его как большое животное, которое, так же как и они, имеет право на территорию.

Во-вторых, не провоцируйте животное, не дразните его, не размахивайте руками, чтобы добиться от него активности. Реакция зверя на ваши жесты может быть самой различной — от страха, до резкой агрессии. Причем вы не успеете ничего предпринять. Животное гораздо быстрее и ловчее вас.

В-третьих, если вы вышли из машины и оказались перед хищными животными, например львами, гепардами, леопардами, то не в коем случае не поворачивайтесь к ним спиной. Ваша спина — это сигнал к атаке. Медленно, без резких движений, постарайтесь удалиться прочь, при этом, не смотрите в упор, но и не сводя своих глаз с глаз хищника.

В-четвертых, никогда не вставайте между детенышем и мамой. Когда из поля зрения мамы исчезает ее чадо, то она начинает паниковать и уж точно, это грозит большими неприятностями для вас. В моей практике был случай, когда микроавтобус с туристами встал между мамой-носорогом и его беспечным детенышем. Мамаша не раздумывая, с разбегу нанесла удар такой силы в борт автомашины, что тот просто перевернулся. И только выстрелами, удалось отпугнуть разъяренное животное.

В-пятых, отдельно хочу сказать о слонах. Эти гигантские и медлительные исполины всегда доставляют массу положительных эмоций туристам. Но разбушевавшийся слон — это все равно, что тяжелый танк против солдата с деревянным пистолетом. В саванне убежать некуда, редкие деревья не помогут. Да и слоны бегают гораздо быстрее, чем человек. Поэтому, на съемках держитесь от слонов на безопасном расстоянии. Например, в Кении слоны более миролюбивы. А вот в Замбии, Зимбабве и Уганде агрессивны. И этому есть причины, прежде всего это неконтролируемое истребление слонов браконьерами в течение многих лет. Конечно, сейчас уже приняты жесткие законы, запрещающие охоту на этих животных, но слоны, как оказалось, помнят то зло, которое им нес человек и до сих пор воспринимают его как угрозу. А защищаться они умеют, поверьте мне.

В-шестых, немного о бегемотах. Это на картинках и в кино они медлительны, смешны и неповоротливы. Но не стоит их провоцировать. Бегемоты бегают довольно быстр>. И если вы наблюдаете за их жизнью из лодки или катера не подплывайте слишком близко. Особенно в период спаривания. В момент брачных игр самцы могут быть очень опасными. По статистике именно от бегемотов, на сафари погибло больше всего туристов. Хоть и странно, но таковы факты.

И последнее. Если вам предложат полетать на вертолете и сделать несколько снимков с воздуха, перед полетом проверьте страховочные ремни. Помните, что в момент съемки ваши руки будут держать фотокамеру и объектив, т.е. держаться вам будет нечем. Фотографы люди азартные и увлекающиеся, и в момент съемки в погоне за кадром могут просто выпасть из вертолета. А летать люди пока не научились. Так что держите ситуацию под контролем.

Все снимки были сделаны в Национальном парке «КАФУЭ» (Kafue National Park). Выражаю благодарность руководству Wilderness safaris и персоналу лагеря Kapinga и Shumba за помощь в организации и проведении съемок, а также лично моему гиду и водителю Lexon Munuma — за профессиональный подход к делу, обязательность и компетентность.

Отдельная благодарность профессиональной фотолаборатории «ПРОЛАБ» и Елене Скорняковой за помощь в обработке изображений.



© Copyright 2003-2017. Andrey Gudkov images. All rights reserved.
Все материалы сайта, фотографии и тексты статей являются авторскими.
Любое копирование, а также использование материалов сайта без письменного согаласия Гудкова Андрея запрещено.

Благодарности:
Особая благодарность дизайнерам Дмитрию и Владимиру Яковлевым за оригинальные творческие решения.
Переводчику текстов Ирине Характеровой — за квалифицированный перевод.
Фотограф Кирилл Дорофеев дикая природа пейзажи фото фотографии мри диких животных фотопутешествия Фотограф Кирилл Дорофеев дикая природа пейзажи фото фотографии мри диких животных фотопутешествия Фотограф Кирилл Дорофеев дикая природа пейзажи фото фотографии мри диких животных фотопутешествия Фотограф Кирилл Дорофеев награды призы номинации дикая природа пейзажи фото фотографии мри диких животных фотопутешествия Фотограф Кирилл Дорофеев дикая природа пейзажи фото фотографии мри диких животных фотопутешествия Фотограф Кирилл Дорофеев дикая природа пейзажи фото фотографии мри диких животных фотопутешествия Фотограф Кирилл Дорофеев дикая природа пейзажи фото фотографии мри диких животных фотопутешествия Фотограф Кирилл Дорофеев дикая природа пейзажи фото фотографии мри диких животных фотопутешествия Фотограф Кирилл Дорофеев награды призы номинации дикая природа пейзажи фото фотографии мри диких животных фотопутешествия Фотограф Кирилл Дорофеев дикая природа пейзажи фото фотографии мри диких животных фотопутешествия свадебная флористика букет невесты из флорист Васин Сергей пионы розы фото розовый сиреневый купить композиции из цветов оформление доставка пионовидные белый гортензии свадебная флористика букет невесты флорист Васин Сергей композиции из цветов букеты розы пионы пионовидные свадебный купить фото невеста дорогой букет невесты из роз пионов тюльпанов орхидей пионовидные композиции из ранункулюсов фото розовый сиреневый белый фуксия бохо винтажный букет из ранункулюсов фото пионов роз сиреневый розовый белый невесты свадебный купить флорист Васин Сергей недорогой рыхлый классический круглый букет невесты белый из роз пионов орхидей тюльпанов винтажный сиреневый розовый флорист Васин Сергей купить фото флорист Сергей Васин достижения награды участник чемпионата России по флористике победитель конкурса Московская весна 2011 фото флорист Сергей Васин достижения награды участник чемпионата России по флористике победитель конкурса Московская весна 2011 фото интервью свадебный флорист Сергей Васин флористический мастер-класс оформление свадьбы мероприятий недорого быстро качество варианты фото букет свадебный флорист Сергей Васин оформление свадьбы мероприятий недорого быстро качество варианты фото букет